По результатам рабочей группы в ОП.

По результатам рабочей группы в ОП.

Межрегиональный профсоюз «Таксист» объединяет в своих рядах индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по таксомоторным перевозкам во многих регионах РФ. Профсоюз поддерживает действия Государственной Думы РФ, Правительства г. Москвы, направленные на наведение порядка в сфере оказания услуг такси и повышения качества и безопасности предоставляемых услуг. За время, прошедшее с момента вступления в действие Федерального закона № 69 от 21.04.2011г. все члены профсоюза стараются следовать требованиям, установленным ФЗ-69.                                                      Однако в действующем законодательстве о таксомоторных перевозках имеют место правовые пробелы и перекосы, которые требуют законодательного устранения:

1. Несоответствие степени вины и доходов Индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги такси размеру наказания (административные штрафы).

2. Отсутствие в действующем законодательстве понятия «Служба такси».

3. Неурегулированность вопроса гражданско- правовой ответственности «Служб заказа такси» перед гражданином, заказавшим такси. 

4. Наличие у продавцов автомобилей установленной цветовой гаммы для работы в такси.

5. Прохождение индивидуальным предпринимателем предрейсового медицинского осмотра.

6. Осмотр автомобиля перед выездом на линию.                                

7. Снятие ограничений для такси, установленных запрещающими знаками 3.1, 3.2, 3.27 приложение 1 Правил дорожного движения.            

8. Несоответствие налоговых и страховых платежей размеру дохода ИП.                                                                                    

9. Зависимость деятельности такси, получившим разрешение в другом регионе от наличия соглашений между органами власти субъектов РФ.   

10.    Усиление ответственности за незаконную перевозку пассажиров (отсутствие разрешения на деятельность такси).                

  К сожалению, приходится констатировать, что ФЗ-69 был принят в спешке без учета мнения профессионального сообщества, занятого в области оказания услуг такси. Об этом свидетельствуют события прошедшие с момента принятия закона.

Федеральным законом от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» была установлена административная ответственность индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. «Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.»            (приложение к статье 2.4 Кодекса об административных правонарушениях)

 Но законодатель посчитал, что ответственность индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность в соответствии с Законом, недостаточна и Федеральным законом от 28.07.12г. №131- ФЗ добавил ст. 12.31.1 в Кодекс об административных правонарушениях РФ. При этом, в соответствии с примечанием к указанной статье за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Правоприменительная практика данной статьи показывает, что ее действие направлено в первую очередь против индивидуальных предпринимателей. Так 04.10.2012г. на индивидуального предпринимателя за нарушения, предусмотренные ст. 12.31.1. КоАП РФ были составлены одномоментно 4(четыре) протокола об административном правонарушении на общую сумму 66000 (шестьдесят шесть тысяч) рублей. При ежемесячном доходе от предпринимательской деятельности равном величине штрафа, у гражданина не остается иного выхода, как свернуть свою официальную деятельность и перейти в ряды нелегалов. И этому есть оправдание, поскольку ответственность гражданина оказывающего услуги такси без разрешения составляет «всего» 5000 рублей- ст. 12.3 КоАП РФ.

Кроме того, профсоюз считает, ответственность индивидуального предпринимателя не может быть равной ответственности юридического лица, поскольку один и тот же штраф имеет разную степень воздействия на нарушителя. Чем нарушается принцип равенства перед Законом.

«Однако фиксированные размеры административного штрафа не в полной мере соответствуют установленным статьей 4.1 КоАП правилам о дифференцированном подходе при назначении наказания в зависимости от характера и степени общественной опасности административного правонарушения.» (отзыв Правительства РФ на законопроект №87814-6)

Доход индивидуального предпринимателя состоит из результатов его индивидуальной деятельности, в то время как юридическое лицо получает доход от деятельности предприятия или организации, в которой трудятся некоторое количество работников. Соответственно и доход юридического лица намного выше, чем индивидуального предпринимателя, а следовательно административное наказание по одной статье КоАП РФ имеют несопоставимые последствия для индивидуального предпринимателя и юридического лица. Конечно, имеет место, когда индивидуальные предприниматели привлекают к работе наемных работников, но данный вариант действующим законодательством не отрегулирован.

Кроме того, несмотря на декларируемую важность таксомотрных перевозок на такси распространяется действие дорожных знаков- 3.1 «Въезд запрещен»; 3.2 «Движение запрещено»; 3.27 «Остановка запрещена». В результате за подачу по адресу указанному клиентом в заказе и наличии вышеуказанных знаков, на водителя такси налагается штраф

Должностные лица, подводя итоги за период с момента принятия закона, рапортуют о радужной картине в области таксомоторных перевозок- получено такое- то количество разрешений. А так ли хороши дела?

Вот пример, город  Кстово Нижегородской обл.  Население города 70 тыс. чел. Такси в городе является общественным транспортом.  Единый тариф на проезд в такси -80 руб., который с момента введения ФЗ-69 вырос на треть. Перевозку пассажиров осуществляют 1300 таксомоторов, ни один из которых не принадлежит юр. лицам. По состоянию на 1 января жителям города и района выдано 324 разрешения, что составляет 25% от числа перевозчиков:

— 24 разрешения (7,4%)уже прекратили своё действие;

— 125( 42%) выдано 45-ти ИП ,на руках у которых имеется от 2-х до 7-ми разрешений.  А это означает, что разрешения выданы арендодателям транспортных средств.

—  175(58%) из 300 действующих  разрешений выданы собственникам таксомоторов. Многие из которых уже закрыли ИП, но согласно реестра имеют разрешения на перевозки в такси.

В частности, по сведениям налоговой инспекции, плательщиками налогов  являются только  50 индивидуальных предпринимателей из числа ИП зарегистрированных по ОКВЭД -60.22 «Деятельность такси».

Таким образом, под казалось бы внешне благопристойной картиной, фактически целиком скрывается рынок нелегальных перевозчиков  такси. Причины такого положения общеизвестны – это в первую очередь правила игры на рынке такси, установленные  ФЗ-69.

Не менее важно и то, какие отчисления должен делать индивидуальный предприниматель в пенсионный фонд, фонд ОМС. Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ с 1 января 2013 г. индивидуальные предприниматели и иные лица — плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам должны уплатить 35657 руб.( в 2012г.- 17208 руб.).

Много это или мало? Например: Николаевский район Ульяновской области, среднегодовой оборот одного индивидуального предпринимателя – 62 тысячи рублей. (https://mosaica.ru/news/obshchestvo/2012/11/16/24737-0)

По данным Росстата средняя зарплата в 2010г. составила в микропредприятиях- 10612рублей. Уверяем Вас, доходы таксистов ненамного превосходят эти данные.(https://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/prom/small_business/tom1.html)

Непосильные платежи вынуждают индивидуальных предпринимателей закрывать дело и идти на нарушение закона, занимаясь нелегальным извозом.

Другой фактор, влияющий на положение в таксомоторных перевозках необходимость наличия путевого листа с отметкой о прохождении контроля за техническим состоянием легкового такси и предрейсового медицинского контроля.

Ситуация, которая сложилась в такси после уничтожения муниципальных таксопарков, в корне отличается от того, что было раньше. Во- первых рынок таксомоторных перевозок занят таксомоторными кампаниями имеющими свой таксопарк и наемных водителей и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги на личном автотранспорте. Но если кампании заинтересованы в вышеуказанных требованиях, поскольку они доверяют наемному работнику свое имущество, им необходимо отчитываться перед налоговой службой о затратах, то индивидуальный предприниматель, работая на своей машине, не отчитывается о произведенных затратах, в силу налогового законодательства и он понимает, что выезд на работу в плохом состоянии и на неисправном автомобиле поставит крест на его бизнесе.

Принимая вышеуказанную правовую норму, законодатель должен был предусмотреть ответственность органов власти о предоставлении индивидуальным предпринимателям услуг по прохождению предрейсового контроля состояния автомобиля и медицинского осмотра водителя. На сегодняшний день даже в Москве индивидуальные предприниматели, имеющие разрешение на деятельность такси, не могут заключить соответствующие договоры.

В последнее время все острее стоит вопрос о покраске автомобилей в определенную цветовую гамму. Но и в этом все не так просто. Серьёзные таксомоторные кампании вложили определенные средства в разработку бренда кампании, чтобы стать узнаваемыми потребителями на рынке такси. Индивидуальные предприниматели приобрели автомобили наиболее ходовых цветов, имеющихся у автодилеров. И вдруг давайте красьте машины в один цвет. К чему может привести подобное решение, показали события в Ставропольском крае.  Кто будет компенсировать затраты, связанные с покраской в размере около 100 тысяч рублей?

Купить машины, покрашенные в желтый тоже непросто. Автопроизводители прямо заявляют, будем красить, если вы приобретете не менее 1000 машин. А зачем индивидуальному предпринимателю такое количество желтых машин. Да и автодилеры не уверены, что смогут продать такое количество желтых авто.

Как быть таксомоторным кампаниям со своими брендами?

Более того единый цвет приведет к обезличиванию такси и отсутствию конкуренции на рынке.

Силами членов профсоюза был проведен опрос пассажиров такси. Пассажирам был задан вопрос: «Как влияет цвет такси на безопасность пассажира?» Более 80% ответили, что цвет не влияет на безопасность такси и качество обслуживания.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с п.1.4 ч.1 статьи 9 Федерального закона №69-ФЗ (в редакции ФЗ-№34) такси из одного региона может работать в другом регионе лишь при наличии соглашений, заключенных между субъектами Российской Федерации. В настоящее время такое соглашение имеется только между Москвой и Московской областью. При этом ответственность должностных лиц за нарушение данного требования закона, не предусмотрена.

Определенную обеспокоенность у нас вызывает правовая неопределенность в отношении так называемых служб заказа такси или диспетчерских служб, выполняющих роль посредников между перевозчиком и пассажирами. Указанные службы, не являются  субъектами законодательства о такси, поскольку в действующем законодательстве, регулирующем таксомоторные перевозки, они не упоминаются. Соответственно они не обладают никакими законными правами и обязанностями. Тем не менее, они фактически являются ключевыми игроками на рынке такси. Диспетчерские службы руководят всем процессом  нелегальных перевозок в такси, начиная от образования сообщества объединяемых ими нелегальных перевозчиков и кончая установлением тарифов на проезд в такси. Эти теневые посреднические службы, разрабатывают и внедряют схемы противодействия исполнению российского законодательства  и схемы его обхода. Из этих схем приведем только одну широко известную схему  организованного  противодействия исполнения законодательству.  Предприниматель, фактически организующий службу заказа такси декларирует свою деятельность не как такси, а как «деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта, не подчиняющегося расписанию» по коду ОКВЭД 60.23 и превращается в так называемого заказника. А водители такси превращаются в якобы  наёмных работников  транспортной кампании, занятой перевозками по заказу.Кроме того, как указано на сайте одной из таких служб:

«Пожалуйста, обратите внимание, что наша компания безвозмездно оказывает пассажирам диспетчерские услуги и при этом не является фрахтовщиком, перевозчиком, экспедитором или иным участником гражданских правоотношений, кроме как диспетчером, передающим заказ непосредственному исполнителю (индивидуальному предпринимателю), который оказывает Вам услуги такси.»

Таким образом, службой приема заказов умышленно вводится в заблуждение потребитель услуг. До сведения гражданина (фрахтователя) не доводятся правила перевозки пассажиров такси, что является нарушением действующего законодательства- ст. 31 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 259-ФЗ;  п.п. 102- 107 постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. №112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

Кроме того, за нарушение действующего законодательства, а также договора фрахтования, Кодексом об административных правонарушениях не предусмотрена административная ответственность фрахтовщика- службы заказа такси, будь это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.

В соответствии с изложенным, Профсоюз ходатайствует о рассмотрении Государственной Думой РФ необходимости внесения изменений и дополнений в Кодекс об административных правонарушениях РФ, Федеральный закон от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон РФ от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»; Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»:

1. Дополнить статью 2 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»:

«п. 171 Служба заказа такси и (или) Оператор по приему заказов такси- индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, принявшие на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, предоставляющие услуги по приему предварительных заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси с использованием собственной материальной базы либо с последующей передачей принятых заказов для исполнения перевозчикам, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.»

2. Внести в статью 9 Федерального закона от 21 апреля 2011 года № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» изменение, дополнив ее:

частью 11:

«Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, принявших на себя по договору фрахтования обязанность предоставить фрахтователю всю либо часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозок пассажиров и багажа, грузов, осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по приему заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (далее — уполномоченный орган). Разрешение на осуществление деятельности Службы заказа такси и (или) Оператора по приему заказов такси по перевозке пассажиров и багажа легковым такси (далее — разрешение) выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.»;

частью 1.41 следующего содержания:

«В соответствии с полученным разрешением Служба заказа такси и (или) Оператор по приему заказов такси- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право на заключение публичного договора на оказание возмездных услуг с перевозчиком- юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, с последующей передачей перевозчику, принятых заказов, для исполнения.»;

частями 21; 31; 41; 51; 61, регламентирующими порядок получения разрешения на деятельность по приему заказов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

частью 71 следующего содержания:

«сведения, о разрешении деятельности по приему заказов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, указывается в средствах массовой информации при публикации публичного предложения на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.»;

часть 16 изложить в следующей редакции:

«В целях упорядочения таксомоторных перевозок, обеспечения качества обслуживания и уровня безопасности пассажиров и водителей такси, создания и обеспечения правовых и экономических отношений в области перевозок легковым такси, а также идентификации такси по отношению к иным транспортным средствам»;

часть 16 дополнить приложением следующего содержания:

«Приложение:

  1.обязанность индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, предусмотренную подпунктами «б, в» пункта 3, возникает при создании органами исполнительной власти условий для круглосуточного прохождения, предрейсового медицинского осмотра и контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию»;

2. действие подпункта «в» пункта 1 в части требования соответствия цветовой гамме кузова распространяется  на автомобили,  приобретаемые после вступления таких требований в силу».

3. Внести изменения в пункт 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» дополнив его:

подпунктом 12.3 следующего содержания-

«организация прохождения круглосуточного контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию.»;

подпунктом 12.4 следующего содержания-

«обеспечение государственных гарантий по приобретению автомобилей, в том числе в лизинг, установленной цветовой гаммы для таксомоторных перевозок.»

подпункт 21 дополнить словами-

« в том числе прохождение круглосуточного предрейсового медицинского осмотра индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги такси.»;

примечанием следующего содержания-

«прохождения круглосуточного контроля технического состояния легковых такси перед выездом на линию и медицинского осмотра индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги такси проводится в одном месте, из расчета временных затрат на поездку от места парковки автомобиля до места прохождения процедур не более 30 минут для г. Москвы и г. Санкт- Петербург, не более 15 минут в других субъектах Российской Федерации.»

4. дополнить статью 11.14.2 Кодекса об административных правонарушениях

частью 5 следующего содержания:

«Передача службой заказа такси и (или) оператором по приему заказов такси, заказа лицу не имеющему разрешение на перевозку пассажиров и багажа легковым такси-

влечет наложение административного штрафа на индивидуального предпринимателя в размере- пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — двухсот тысяч рублей.

5.  Внести изменения в санкцию ч. 2.1 статьи 12.3 КоАП РФ, снизив размер штрафа до трех тысяч рублей.

6. Дополнить ст. 12.3 КоАП РФ, частью предусматривающую ответственность за перевозку пассажиров и (или) багажа лицом, не получившим соответствующего разрешения. Предусмотреть в качестве санкции более высокую санкцию, чем в ч. 2.1 КоАП, а также возможность конфискации транспортного средства,  явившегося орудием преступления.

Предлагаемая редакция: «Перевозка пассажиров и (или) багажа легковым транспортным средством, используемым для оказания услуг по перевозке пассажиров и (или) багажа, на которое не выдавалось разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси».

7. Внести изменения в статье 12.31.1 КоАП, отменив приложение к данной статье, как противоречащее ст. 4.1 КоАП.

8. Внести изменения в статье 14.1.2 КоАП дополнив

части 1 и 2 словами-

«либо разрешения.»

9. Внести изменения в статье 14.8 дополнив

частью 4 следующего содержания-

«Нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об исполнителе оказывающего услуги по приему заказов такси-

влечет наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на индивидуальных предпринимателей — ста тысяч рублей; на юридических лиц — четырехсот тысяч рублей.»

Также профсоюз ходатайствует о внесении дополнений и изменений в постановление Правительства РФ от 14.02.2009г. №112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом»; постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения»:

1. Дополнить пункт 2 постановления Правительства РФ от 14.02.2009г. №112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» следующим определением :

 «Служба заказа такси и (или) Оператор по приему заказов такси- индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, предоставляющие гражданам и юридическим лицам услуги по приему предварительных заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси и исполнения заказов с использованием собственной материальной базы либо последующей передачей принятых заказов, в соответствии с заключенными договорами, для исполнения перевозчикам, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.»

2. Внести изменения и дополнения в постановление Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 «О правилах дорожного движения»:

дополнить словами Приложение 1 «Дорожные знаки» раздел 3 «Запрещающие знаки»-

Действие знаков не распространяется:

3.1 — 3.3, 3.18.1, 3.18.2, 3.19, 3.27 — на маршрутные транспортные средства, а также на транспортные средства, используемые в качестве легкового такси.

Приходится признать, что непродуманные и необоснованные решения приводят к обратному результату. Сегодня можно с уверенностью утверждать, что планируемое пополнение пенсионного фонда в 2013 году не будет выполнено, поскольку многие индивидуальные предприниматели закрывают свою деятельность.

Профсоюз «Таксист» считает, выше сделанные предложения позволят повысить качество обслуживания пассажиров такси.

Межрегиональный профсоюз «Таксист»

Автор текста Сергей Шапошников