Митинг «четырех таксистов»

Это отчет о проделанной работе с так называемым «Забастовочным комитетом». Для меня это очень неприятный материал, так как заставляет признать свои ошибки, но мне пришлось все таки его написать в связи с тем что наши слова и действия стали трактовать другие люди, расставляя свои акценты и замалчивая некоторые факты.

В сентябре произошло несколько стихийных выступлений водителей такси повлекших перекрытие улиц. Реакция СМИ была достаточно бурной — это видимо придало сил людям, стоявшим за организацией этих акций. Но когда в дело вмешались правоохранительные органы очень резко и жестко пресекавших любые несанкционированные собрания организаторы оказались в тупике не зная, что делать.

Я и Андрей комментируя происходящее неоднократно говорили, сочувствуя и сопереживая требованиям водителей однако без их обращения не начнем никаких действий по разрешению ситуации.

Когда «Забастовочный комитет» принял решение с нами встретиться, мы предложили им офисное помещение. Встречи на улице или в кафе привлекали внимание правоохранительных органов и могли быть расценены, как нарушение общественного порядка с вытекающими отсюда административными штрафами. По совпадению или нет даже к офису который мы предложили для собрания подъехало несколько экипажей ДПС. Однако кроме наблюдения, никаких действий они не предпринимали.

На первой встрече в  целях сокращения времени дискуссии и направления разговора в конструктивное русло я предложил всем участникам высказаться по кругу, сформулировав свои самые важные желания в несколько предложений.

Получилось следующее:

  1. Необходимо срочно поднять заработок водителя.
  2. Необходимо рассмотреть возможность трудовых отношений.
  3. Размер вознаграждения операторов. (проценты за заказ)
  4. Необходимо обязать «Яндекс такси» внимательнее относиться к жалобам водителей на неудовлетворительную работу сервиса.

Несмотря на то, что каждый высказывался достаточно коротко на формулирование этих требований ушло более двух часов. Эмоции были на пределе.

На собрании наш профсоюз пообещал что мы сможем организовать встречу с руководителями Департамента транспорта и дать представителям водителей лично высказать все свои требования. Там же мы предложили выбрать делегатов.

Также на встречу с Департаментом мы попросили подготовить письменное обращение. Это всегда облегчает разговор с представителями власти.

Обращение Сообщества водителей такси

Обращаем Ваше внимание, что из-за новых расценок на таксомоторные перевозки одного из агрегаторов приведет к катастрофическому снижению заказов от жителей и гостей столицы, так как цены, то не обосновано, высоки, то крайне малы. Недовольство пассажиров, от непонятных сумм растет с каждым днем, о чем агрегатор и перевозчик знать не могут, так как не контактируют с последними в плотную. Мы так же говорим об уровне дохода водителей, который упал на самом деле на все 30-40% и, как следствие, возможности нормального отдыха нет, и это может послужить или послужит катализатором увеличения аварийности на дорогах, так как нужно заработать на аренду, топливо, процент агригатору и перевозчику и банально поесть. Что негативно повлияет на ритмичность перевозок и на имидж отрасли в целом. О каком качестве по обслуживанию пассажиров может идти речь?

В связи с этим просим Вас посодействовать в установлении экономически обоснованных тарифов на перевозки и процентное вознаграждение агрегатора(ов) и перевозчиков, чтобы предусмотреть компенсацию увеличения затрат водителей. Контроль и выполнение данного вопроса прошу поручить независимым органам.

Приводим перечень факторов влияющих на доход водителя:

— стоимость топлива,

— стоимость эксплуатации (шиномонтаж, мойка, ТО),

— стоимость авто (аренда, покупка),

— тарифы,

— сборы агрегатора(ов) и перевозчиков,

— плата за инфраструктуру

Встреча с заместителем мэра М. С. Ликсутовым прошла нормально. Хотя из троих делегатов двое опоздали это деталь говорящая  о самоорганизованности людей ибо руководители крупнейших таксопарков, представители Яндекса, Торгово-Промышленной палаты, ТАМА, профсоюза, УФАСА себе такого не позволяют. На совещании руководителем Дептранса были отданы поручения по организации встреч между оппонентами и аргументированного обоснования своей позиции. Также необходимо было наметить шаги по устранению социальной напряженности среди водителей в кратчайшее время.

Следующее наше собрание с «забастовочным комитетом» мы проводили требуя от участников кроме заявления о том что нужно обоснования своей позиции и ответа на вопрос кто по их мнению должен это делать.  До вопроса каким образом заставить выполнять свои пожелания мы так и не продвинулись. Следующая встреча должна была прроизойти в ТПП Москвы  и приходить на нее не имея аргументов неразумно. Одним из важнейших доводов мог стать расчет себестоимости поездки позиции собственника автомобиля и расчет стоимости труда самого водителя. Цифры должны быть реальными, взятыми не с потолка. В итоге не один из участников собрания не взял на себя эту обязанность.

Как руководитель профсоюза я самостоятельно разработал презентацию нашей позиции по тарифам и разослал ее всем заинтересованным участникам для внесения изменений и дополнений. Ее можно посмотреть  здесь.

Я понимаю что многие позиции в презентации могут показаться спорными. Самый интересный аргумент привел С. Марценюк из Тулы. Но принципиальных возражений как со стороны водителей так и со стороны таксопарков на совещании в ТПП не было.

Одним из камней преткновения на всех собраниях было словосочетание единый тариф. С одной стороны тарифы основанные на конкурентной борьбе агрегаторов забастовщиков не устраивали, с другой они до судорог боялись регулирования государства. На вопрос кто в таком случае должен контролировать и изменять  тарифы ответа мы не добились. Лучшее что мы добились это утверждение что есть люди которые за это зарплату получают и пусть работают.

Руководству сервиса Яндекс-такси мы со своей стороны также рекомендовали встретиться с представителями водителей. Однако главная заслуга в  организации  переговоров принадлежала председателю Комитета МТПП по вопросам развития транспортного обслуживания пассажирских перевозок легковым автомобильным транспортом Богдану Коношенко.

Следующим шагом на пути достижения требуемых результатов должен был стать митинг. Эта акция могла дать возможность легальным путем показать количество людей требующих изменений в сложившейся ситуации. Как профсоюз мы предложили взять на себя ответственность за проведение мероприятия. Никто из «забастовочного комитета» не решился войти в состав ответственных за проведение мероприятия.

Первая заявка на митинг была отклонена в связи с использованием площадки в эту дату под другие мероприятия. Но митинг 26.10.2016 был согласован.

Здесь я вынужден признать свою ошибку. Договорившись с «забастовочным комитетом» о четких сроках по согласованию проекта резолюции, печати листовок, обсуждению проекта резолюции,  доставки звукоусиливающей аппаратуры, я понадеялся на чужих людей. Они возьмут на себя агитацию водителей. Дальше чтобы было понятна ситуация я выкладываю хронологию событий.

  1. 19 октября мы собрались и обсудили кто и что делает, в какие сроки.
  2. Утром 20 октября я предложил проект листовки и резолюции.                                                          Проект резолюции:                                                                                 
    Резолюция митинга таксистов 26.10.2016 года!
    В связи с возросшей социальной напряженностью возникшей среди водителей такси мы требуем!
    Пересмотреть политику регулирования тарифов на перевозку крупных агрегаторов Яндекс—такси, Гет-такси, Убер и в течении одного месяца представить экономическое обоснование введенных ими тарифов с учетом заработной платы водителя и обеспечению мер по безопасности перевозок.
    2. Направить письмо в Министерство транспорта РФ, Департамент транспорта Москвы, в Министерство транспорта Московской области с требованием проконтролировать экономическое обоснование представленное агрегатороми, также мы просим рассмотреть возможность введения регулируемых государством тарифов с учетом минимальной планки тарифа на перевозку, обеспечивающей безопасность поездки и достойную оплату труда водителя.
    3. Направить письмо в Федеральную Антимонопольную Службу с требованием проверить возникшую монополию по передаче информации о заказах на перевозку пассажиров легковым такси в Москве, навязыванию тарификации производителю услуги. Обосновать размеры вознаграждений для агрегаторов.
    4. Направить письмо в Министерство труда РФ о проверке законности работы в такси водителей, без заключения трудовых договоров с таксопарками или агрегаторами. Либо фактической подмене трудовых отношений гражданско-правовыми, путем принуждения работника к получению статуса индивидуального предпринимателя.
    5. Направить письмо в ГД РФ с требованием ускорить принятие закона о такси учитывающие интересы водителей.
    6. Поручить члену общественного совета Министерства транспорта РФ А.В. Попкову сделать доклад в министерстве о сложившейся ситуации в такси.
    7. Поручить председателю профсоюза «Таксист» Я. И. Щербинину в трехдневный срок подготовить и согласовать письма для указанных выше адресатов.
    8. Поручить представителям водителей Сергею, Владиславу, Александру, Сергею, Роману, Анвару ….. согласовать от имени собравшихся водителей тексты обращений и писем и проконтролировать их отправку.
  3. Днем 20 октября я требовал от забастовочного комитета согласовать листовки. Получил корректировку только устно и по телефону.
  4. 21 октября отпечатал листовки.
  5. 22 октября должны были встретиться и обсудить окончательный проект резолюции. Листовки отдал, распределив между участниками собрания. Как выяснилось, несмотря на то, что рассылка была сделана два дня назад ее не читали. К обсуждению участники были не подготовлены.
  6. 24 октября в 20:36 мне присылают свой вариант резолюции.                                                             1) обеспечить выполнение 69 закона «О Такси» в рамках трудовых отношений
    2) на время подготовки и проведения мероприятия по обеспечению 69 закона вернуть тарифы 2014 года: для тарифа эконом (Посадка 250 рублей, включено бесплатное ожидание 5 минут, 10 минут и 5 км пути, далее 16 руб./минута, ночью плюс 8 рублей/км. За МКАД 20 руб./км. При конечном адресе свыше 10 км. от МКАД оплата в 2 конца. Плюс к тарифу 15% , это инфляция за два года, плюс 0.5% это повышение стоимости аренды авто. Эту цену должен видеть пассажир, если агрегатор хочет делать какие-то доплаты, то они должны быть сверх этого тарифа, эта цена должна быть без привязки к количеству выполненных заказов и т.д.)
    3) обосновать стоимость обработки заказов агрегатов и установить фиксированную стоимость обработки заказов (комиссию агрегатов) в рублях
    4) мы против единого тарифа
    5) мы против единой диспетчерской
    6) мы против единого цвета такси
    7) поручить председателю профсоюза «Таксист» Я.И. Щербинину в трехдневный срок подготовить письма для заинтересованных адресатов и согласовать с представителями водителей указанными в п.8 настоящей резолюции.
    8) поручить представителям водителей: Сергею, Владиславу, Анвару, Сергею, Александру, Роману, согласовать от имени собравшихся водителей тексты обращений и писем, и проконтролировать их отправку.
  7. Я почти сразу же отвечаю на письмо                                                     24 окт. в 20:49                    а) Кто должен обеспечить первый пункт? Фамилии или органы власти конкретно.
    б) Вернуть тарифы должен Яндекс или все? Что будет если их не вернут?
    в) 4. И 6 пункт должны были раньше обсуждаться или не упоминаем их вообще. Это наше условие.
    г) Адресатов перечислить нужно сейчас. Брать обязательства не имея конкретики профсоюз не будет.                                                                                                                                            Я отказываюсь без обсуждения публиковать его на сайте.  И предлагаю после митинга еще раз собраться и обсудить ситуацию. Свой вариант я также не публикую.
  8. Следующее письмо     25 октября   14:33                                                                                                                                  Добрый день Ярослав, Нам необходимо окончательно все подтвердить до митинга и еще прошу вас выложить требования из резолюции на ваш сайт, где опубликован пресс-релиз, людям важно точно знать за что они идут и видеть это на сайте, чтобы не сомневаться в том, что их требования останутся неизменны.                                                                                                            И мой ответ                                                                                                                                                        Хорошо вы пишите резолюцию. В четверг после митинга встречаемся и окончательно все подтверждаем. Если будут моменты несовпадения по какому то из пунктов то я просто подскажу вам куда и в какой форме писать если сам буду знать. Дальше действуете самостоятельно. Мы со своей стороны оказали посильную помощь. Так нормально?

На этом переговоры закончились.

На митинг пришло 26 человек. Никого из приходивших на собрание не было. Кроме одного человека позвонившего и объяснившего причину опоздания остальные не позвонили и не пришли. Как результат никому не интересны проблемы такого количества людей.

Я понимаю и согласен, что у каждого человека может быть свое мнение.  Каждый человек имеет право его отстаивать. Но понять ситуацию, когда на подготовленное для человека мероприятие на которое потрачены физические, административные и финансовые ресурсы он не приходит выставляя ультиматум я не могу. Видимо слишком мало «забастовочный комитет» потратил лично своих усилий для решения ситуации.  Слишком легко для них прошли встречи на уровне руководства города и крупных предприятий. Легкость породила уверенность, что и дальше их будут выслушивать.  Но если в первый раз несанкционированная акция прошла практически без последствий для ее участников, то повторные шаги в этом направлении могут принести совсем другие результаты. Ведь раньше они выступали под анонимным прозвищем «сообщества водителей» ,теперь же у них появились имена и фамилии.

P.S. Для меня эти пять-шесть господ, взявших на себя представление сообщества водителей перестали существовать. В устных беседах я характеризую эту группу людей в моральном и деловом разрезе, как лиц мужского пола имеющих нетрадиционные сексуальные предпочтения- одним коротким словом. Аргументировать и доказать свои слова всегда готов.